Наука и культура
(выдержки из закрытого обзорного доклада министра Образования и Культуры на юбилейном совещании курсантов Высших военно-политических училищ)

Стоит признать, что в результате масштабных потерь в ходе войны и послевоенных катаклизмов, отрицательных демографических показателей и общей неразвитости современного народного хозяйства в условиях жизни замкнутых анклавов, удаленных друг от друга, отрасли научного знания в постъядерном СССР развиты крайне неравномерно.

Конечно же, гуманитарные науки – философия, экономическая теория, история – продолжают развиваться активными темпами, благодаря естественной и основополагающей опоре на фундаментальные законы марксизма-ленинизма. При этом, к глубокому сожалению, общие гуманитарные технологии развиты в минимально достаточной степени, даже несмотря на всеобщее среднее семилетнее образование.

В то же время науки о жизни – генетика, зоология, вирусология, иммунология, ботаника и др. – за последние три пятилетки развились необыкновенно сильно, особенно если принять во внимание относительную примитивность современной экспериментальной и аппаратной базы. Немало научных прорывов было совершено в кибернетике, робототехнике, физике сверхбыстрых частиц и материаловедении.

Тем не менее, и этот факт нельзя не признать, такие области прикладного знания, как металлургия, сельскохозяйственная химия, аэродинамика находятся в упадке.

К наиболее престижным вузам страны традиционно относятся Победоградский Народный Университет им. А.Н. Косыгина, Государственный Историко-Архивный институт, Всесоюзный Энергетический Институт им. Нового ГОЭЛРО, Победоградский Институт Звероводства и Тепличного Хозяйства, а также Высшая Военная Академия им. Р.Я. Малиновского.

Каждое из этих учебных заведений является подразделением соответствующего научно-исследовательского комплекса. Так, например, Историко-Архивный институт подчиняется Академии Марксизма-Ленинизма, а Институт Звероводства находится в ведении ЦНИИ Бионормы и Девиаций.

В вузы все так же принимают с 19 лет, но лишь после 5 лет работы в народном хозяйстве СССР или службы в армии. В отдельных редких случаях (по представлению специальных отборочных комиссий) допустим прием в вузы сразу после окончания семилетки.

Культура современного СССР, как известно всякому советскому человеку, отличается отсутствием разделения на элитную и массовую. Все культурные продукты производятся для масс профессионалами, а профессионалы, в свою очередь, руководствуются не внутренними творческими импульсами и не соображениями коммерческой целесообразности, что было свойственно довоенной среде империалистических государств, но руководящими наставлениями партии и правительства, а также суждениями, высказанными центральной прессой.

К областям искусства, развитым в наибольшей степени, относятся кинематограф, популярная музыка (симфоническая и камерная музыка осталась в довоенном прошлом), монументальная пластика и архитектура. Изобразительное искусство представлено преимущественно плакатной графикой и масштабной фреской в общественных зданиях.

Балет в связи с одновременной гибелью большого количества ведущих артистов страны оказался на грани полного исчезновения, однако при личном покровительстве министра обороны того периода товарища Малиновского в труппу Большого театра было набрано много способной молодежи из уцелевших областных и республиканских коллективов.

Глобальной сети телевещания в СССР более не существует. Это связано как с недоступностью телеприемников для частного владения и пользования, так и с невозможностью поддержания сети качественных телевизионных ретрансляторов.

Единственным глобальным средством массовой информации является проводное радиовещание. По проводному радио транслируются новости, правительственные распоряжения, популярная музыка. В эфир выходят многочисленные радиожурналы. Небывалую популярность имеет жанр радиопьесы.

В кинематографе, наряду с полнометражными картинами, с конца 1970-х годов распространились сериалы. Они, как правило, состоят из 12-18 небольших, короткометражных серий.

Немногочисленные актеры, кочующие из сериала в сериал, зачастую являются также популярными певцами и радиоведущими. Они чрезвычайно любимы в народе и именно поэтому актеры – основные звенья просветительской и пропагандистской работы по внедрению в массы трудящихся новых идей, навыков и поведенческих правил.

Всенародное распространение имеет песенный жанр. Уроки патриотического пения считаются в школах-семилетках таким же важным предметом, как биология и математика.

Художественных музеев в стране почти не осталось по понятным естественным причинам. К тому же, после июньского Пленума ЦК 1977 года живопись признана буржуазным пережитком. Советские художники, в основном, работают в жанре агитационного плаката и производят наглядные пособия. В Победограде имеется Центральный Музей Победы и несколько других музеев военно-патриотической направленности (которые являются по совместительству концертными залами), а также Музей Чеканки.